Старые новые оффшоры

13-е января, 2017

Старый Новый год – странный праздник. У некоторых он ассоциируется с колядками, у некоторых – с гаданиями, а у большинства – с окончанием новогодних праздников и возвращением к полноценной работе. Вот и команда Intelligent Solution Group возвращается к своим баранам, то есть оффшорам, и задается вопросом – что же представляют собой оффшоры образца 2017 года. Уверены, и наших читателей интересует этот вопрос. Ответ – уже не то, что пару лет назад.

 

Популярность оффшоров начала расти в начале 90-х годов, когда крупные международные компании стали активно использовать дочерние компании, формируя прибыль там, где ставки корпоративного налога были наименьшими. Маленькие экзотические страны с бедной экономикой делали все возможное и невозможное, чтобы привлечь иностранные компании. В итоге – налоги и различные формальности стали минимальными (или даже нулевыми), а конфиденциальность – максимальной. И всех это устраивало, пока в период мирового экономического кризиса растущая популярность оффшоров не начала казаться сильным мира сего, а прежде всего – США и ЕС, явлением крайне опасным и нежелательным, мешающим развитию национальных экономик.

 

Результатом борьбы с оффшорами оказалось формирование у обывателей негативного образа налоговых гаваней. Многие люди стали считать их противозаконными, веря в то, что оффшоры созданы только для отмывания незаконно полученных средств, финансирования терроризма и уклонения от уплаты налогов.

 

Однако налоговые гавани никуда не исчезли, наоборот – появляются все новые и новые территории со льготными условиями ведения бизнеса. Но они трансформировались, подстраиваясь под новые реалии. Классические оффшоры становятся более прозрачными – присоединяются к международным договорам по обмену информацией и вводят больше проверок, но при этом никто не собирается отменять нулевые ставки налогов и другие привлекательные условия. Повсеместно говорят о падении их популярности, но чего стоит тот факт, что по состоянию на 2013 год 60 крупных американских компаний хранили на оффшорных счетах 166 млрд долл., не облагая налогами 40% своей прибыли, а самыми любимыми оффшорами американских фирм остаются классические и столько критикуемые налоговые гавани – Каймановы острова и БВО.

 

Но все же на первый план сегодня выходят оффшоры нового поколения – то, что мы называем квазиоффшорами, – «белые и пушистые» юрисдикции, которые не фигурируют ни в одном черном списке, выполняют международные обязательства, но при этом в том или ином виде и на вполне законных основаниях предлагают выгодные налоговые схемы для нерезидентного бизнеса. Также их часто уважительно называют «финансовыми центрами». В их числе вы найдете лучшие страны мира, которые занимают первые места в различных рейтингах социального благополучия. Самые яркие примеры последних лет – Ирландия, Швейцария, Голландия, Люксембург, Канада, Новая Зеландия, Сингапур и, конечно же, Великобритания.    

 

Также на международную арену выходят перспективные азиатские квазиоффшоры, еще мало знакомые нашим соотечественникам – ОАЭ, Катар, Лабуан, Оман, Бахрейн. Кто знает, возможно, они смогут составить серьезную конкуренцию мировым финансовым центрам – Гонконгу и Сингапуру.

 

Кроме того, многие богатые и не очень страны соревнуются между собой в открытии свободных экономических зон (тех же квазиоффшоров). В последнее время особенно активны в этом ОАЭ и Китай, а разговоры о возможности открытия ведутся чуть ли не в каждой стране.   

 

Меняются оффшоры, меняется и их покупатель. Современный предприниматель все больше выбирает богатые страны, нежели подозрительные Вануату или Ниуэ, понимая, что оффшор – это, прежде всего, эффективное налоговое планирование, которое дает возможность уплачивать налоги осмысленно, с выгодой для бизнеса, а не для правительства того или иного государства, при этом не выходя за рамки законодательства.

 

В наши дни эффективное налоговое планирование переросло в неотъемлемую часть бизнеса. Деоффшоризация продолжается, но несмотря на это, как в СНГ, так и за рубежом, владение оффшорными фирмами законодательно не запрещено. А это означает, что работа с подобными компаниями будет продолжена – в условиях большей прозрачности, как того хотят мировые регуляторы, но несомненно с долгосрочной перспективой, ведь на самом деле в уничтожении оффшоров никто не заинтересован, так как международный бизнес просто не сможет без них существовать.

 

Автор: Команда Intelligent Solution Group